Семейный досугово-развивающий центр "КиТёнок", г. Алексин

Малыш в семье: развиваем или развлекаем?

 Как оказалось, многих волнует тема раннего развития детей. И это правильно – именно в первые годы жизни у наших чад формируются мировоззрение, жизненные установки, творческий потенциал. А также непременный атрибут успеха – умение усваивать и систематизировать информацию. А вот как посеять в крохах «разумное, доброе, вечное» и при этом не лишать их немудреных малышковых радостей, постараемся разобраться вместе.

Что любят делать все без исключения дети? Конечно же, играть! Маленькие – в погремушки, пирамидки, мягких забавных зверушек... Те, что постарше интересуются всем, что позволяет имитировать взрослую деятельность. Тем более, что детские магазины переполнены всевозможными играми и игрушками. Родители ведут себя в подобной ситуации по-разному. Кто-то буквально «заваливает» малыша всевозможными подарками: «Пусть! У моего ребенка должно быть детство!». А кто-то впадает в другую крайность, заполняя «рабочее расписание» сына или дочки танцами, уроками музыки и пения, иностранного языка и т.д. – «нам играть некогда». Так где же золотая середина между развлечением и развитием ребенка?

 Давайте прислушаемся к мнению специалистов. Вот, например, как характеризуют увлекательный процесс игры авторы краткого психологического словаря А.В. Петровский и М. Г. Ярошевский:  "игра  -  форма деятельности в условных ситуациях, направленная  на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий…. В игре…воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности". 

Современные исследователи согласны с тем, что игра оказывает огромное значение на развитие личности ребенка, что это могучее средство воспитания детей. Но среди них отсутствует единое мнение по поводу ее значения для психического развития ребенка.  

Вот что считает специалист в области детской психологии, педагог-психолог Ирина Тинькова: «Практика показывает, что четкой грани между понятиям «играть» и «развлекать» не существует. Ребенок большую часть времени проводит в развлекающих его играх. Более того, это ведущая деятельность на протяжении всего дошкольного периода. Игра всегда наполнена эмоциями и является  источником положительных переживаний, которые доставляют малышу радость. Она социальна по происхождению, содержанию, мотивам и функциям. Но! Запомните главное! Ребенок не может развиваться без полноценного общения, без разнообразных впечатлений от окружающего мира, которые дает ему взрослый! Ведь во время игры взрослый служит для крохи источником внимания, доброжелательности, образцом человеческих действий с предметами. Малышам очень нравятся игры, в которых они примеряют на себя роли взрослых и воспроизводят их деятельность и взаимоотношения. Выбирая и исполняя какую-то роль, ребенок имеет соответствующий образ (мама, пилот, повар и т.п.) и образцы его действий. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении, вынуждают ребенка к сосредоточению и запоминанию. Именно это приводит к развитию произвольного внимания и произвольной памяти. Сами условия игры диктуют ребенку быть сосредоточенным на предметах, включенных в игру. Если же ребенок невнимателен, не запоминает этих условий, то он просто изгоняется сверстниками.

Правильно выбранные игры и игрушки помогают преодолевать отклонения в поведении ребенка, предупреждать проявление неблагоприятных форм поведения. Ребенку для развития также необходимы предметы, которые как кажутся взрослым совсем не подходят для игр (бруски, палочки, камушки и т.п. мусор).  Если сложить все это добро в отдельный угол, то малыш получит возможность играть, развивая свое воображение.

Хочу предостеречь читателей «Голоса Алексина», что в последнее время наблюдается тенденция к снижению уровня развития игры! А это, в свою очередь, сказывается на показателях общего психического и личностного развития дошкольников. Немногие родители знают, как правильно заниматься и играть с ребенком. В этом всегда могут помочь специалисты развивающего центра, которые знают все особенности того или иного возрастного периода.  Например, в нашем центре мы всегда готовы помочь советами и рекомендациями, у нас проходят совместные занятия родителей и детей, мастер-классы. После наших занятий взрослые начинают понимать, как и когда нужно заниматься со своим ребенком".

Не обязательно быть аниматором, просто нужно желание!

У многих родителей существует ощутимая проблема - они приходят с работы уставшими, мамы слишком заняты домашними делами. А можно ли не имея свободного времени играть с ребенком?  

Ситуация первая: мама готовит обед. Замечательно! Какое увлекательное и полезное дело для малыша - ведь на кухне так много интересного! А заодно и познавательного - фрукты, овощи, посуда, мебель, предметы обихода (губки для мытья посуды, веник, совок и т.п.). Тут тебе и музыкальное развитие (отбивание ритма крышкой по кастрюле, чем не развитие слуха?).  Вот кроха дотянулся до пакета с макаронами (рисом, фасолью) и рассыпал их на стол. "Спокойствие, только спокойствие", как говорил Карлсон. Собираем макароны маленькими пальчиками, кладем в миску  – вот и развитие мелкой моторики.

Ситуация вторая: вся семья собралась за просмотром телевизора. Вот и еще один способ поиграть. Спросите чем и с кем? Конечно с папой! Ведь папины ноги – это идеальные ворота, а пульт от телевизора поможет выучить цифры и цвета (при условии, что папа будет открывать ворота только тогда, когда малыш нажмет на определенную кнопку).

Ситуация третья: пора спать. Какой ребенок сразу же идет спать? Здесь поможет сказка-игра, своеобразный ритуал, который поможет ребенку пережить расставание с близкими на долгую ночь. Например, " В волшебной стране живут хранители снов, которые хранят днем сны для малышей, а ночью возвращают их назад…" Можно привести еще тысячи примеров таких игр.

Чтобы играть с ребенком нужно не так много времени (10-15 минут),  чуть-чуть воображения и огромное желание. Можно ли компенсировать  игру ребенка другими видами деятельности? Думаю, что нет. Игра – эта та самая движущая сила, которая способствует развитию ребенка. Давайте вернем игру на ее законное место.  В игре не только развивается ребенок, но играя с ним, можно многому научиться самому у него. Грамотно развлекайте детей и творчески подходите к их развитию!

О.Онопченко, И.Тинькова

25 июля 2014 в 10:32