Семейный досугово-развивающий центр "КиТёнок", г. Алексин

Готовимся к школе вместе

 «Ему на следующий год в школу, а он  у меня не умеет читать и писать, не знает счет. Хочу записать его на подготовку к школе» - так говорят почти все мамы. Многие родители заблуждаются относительно готовности своего ребенка к школе. Их уверенность в том, что ребенок считается подготовленным к школе, если умеет читать, писать, считать является заблуждением. Но даже если ребенок овладел этими умениями, то необязательно, что он будет успешно учиться в школе. От того как будут действовать родители будет зависеть уровень готовности ребенка к школе. Что же делать родителям? Давайте попробуем вместе разобраться.

Не секрет, что дети развиваются неодинаково. Одни немного опережают свой возраст, а для других даже то, что считается возрастной нормой сложно и несвоевременно. Но многие родители пытаются ускорить процесс интеллектуального развития своего ребенка.

Довольно распространенное явление в современном мире – это дошкольник хорошо умеющий считать, читать и писать, знающий иностранный язык. Родители с гордостью говорят об этом своим знакомым и друзьям. Но на самом деле, такой ребенок с трудом воспринимает инструкцию с первого раза, он просто не слышит,  что от него требуется. При повторе инструкции улавливает лишь ее часть, а допущенные ошибки даже не пытается исправить. Как правило, он не обращается за помощью  к взрослому, если что-то не понял, или пропустил. А если он к этим проблемам добавятся неумение планировать свою деятельность, неспособность подготовиться к следующему занятию – вот и портрет ребенка психологически не готового к школе.

Так что же такое «Готовность к школе»? Этот феномен складывается из различных видов готовности. В ее состав включены: интеллектуальная, социальная, эмоционально-волевая, коммуникативная и мотивационная сферы, уровень развития которых может рассматриваться как показатель готовности к школе.

При поступлении в школу в жизнь ребенка включаются новые требования и ожидания. Особое внимание уделяется произвольному поведению ребенка. Огромная часть требований связана с поведенческими проявлениями – «не баловаться», «слушать учителя», «не бегать», «смотреть на доску» и другие. Их выполнение предполагает правильное воспроизведение заданного учителем образца, усвоение социальных норм и правил. Все это и составляет содержание произвольности первоклассника.

Мне, как педагогу-психологу, приходится сталкиваться с тем, что многие дети не имеют мотивационную готовность к школе. Очень часто, в приватной беседе со мной,  выясняется, что у ребенка нет желания идти учиться в школу, а именно оно (желание) и является движущей силой и могучим фактором в достижении успехов во всем. Объяснения всегда разные – «там трудно», «нужно делать уроки», «не поиграешь в игрушки», а некоторые просто не могут объяснить причину.

Когда начинаешь разбираться, выясняется, что родители перестарались в своем желании развить интеллект ребенка. Все его знания и умения, при отсутствии желания – очень часто не приносят успехов в учебной деятельности.

Для дошкольника (с 3 до 7 лет) ведущая деятельность – игра. Попробуйте погрузиться в мир ребенка, поиграть с ребенком в кубики, машинки, пирамидки, куклы, только так вы найдете общий язык. Становясь партнером по игре, вы шаг за шагом сможете приобщить его к более сложному миру. Только играя в специально организованные игры, ребенок сможете изучить буквы, цифры.

Дорогие родители!

До школы необходимо сформировать у ребенка навыки общения, дружелюбия, понимания, сочувствия, активности, взаимовыручки, благодаря которым он легко сможет найти себе друзей, научится решать конфликтные ситуации мирным путем.

Надо развивать предпосылки к обучению. Если вы начнете форсировать способности вашего ребенка, то это может навсегда отвратить от процесса познания. Как только будет готов мыслительный аппарат, у ребенка появится мотивация к обучению, контроль за своими действиями и поведением.

Помните!

Вы обрекаете свое дитя на муки, оценивая и сравнивая с более успешными детьми, сажая его за парту раньше, чем он к этому готов.

 

И.В.Тинькова

27 сентября 2014 в 10:23