Семейный досугово-развивающий центр "КиТёнок", г. Алексин

Формирование духовно-нравственных ценностей дошкольников на «Уроках Победы» над фашизмом в годы ВОВ 1941 – 1941 гг.»

Важный аспект развития дошкольника – становление нравственных чувств и моральных суждений. С раннего возраста ребенка побуждают считаться с окружающими. Подражание взрослому является формой обогащения нравственного опыта. Нравственное сознание складывается из знаний, чувств и поведения ребенка. Взрослея, он учится распознавать «плохое» и «хорошее», действует в соответствием с эталонами поведения. Осваиваемые ребенком нравственные нормы, правила, оценки должны эмоционально переживаться ребенком, проверяться в реальных условиях на собственном опыте и фиксироваться  в сознании как личностно значимые. У дошкольника еще нет развитых моральных суждений, но воспитание патриотизма невозможно без развития духовно-нравственных ценностей.  Именно семья является образцом культуры, поведения, ценностей. Взаимоотношения в семье становятся образцом, опираясь на который будет формироваться характер ребенка, его отношение к окружающему миру, себе, другим людям.  В современном мире наблюдается тенденция ранней интеллектуализации. Многие родители стремятся, как можно раньше, развивать интеллект у ребенка, все меньше уделяя времени нравственному и духовному развитию.  Иногда нормой поведения дошкольника является жестокость, отсутствие милосердия и сострадания к близким.

Проблема эффективности духовно-нравственного воспитания будущего поколения привлекала внимание великих ученых древности (Аристотель, Авиценна, Декарт, Демокрит, Платон, Сократ и другие), она имеет значение и актуальность в настоящее время. Огромный вклад  в изучении нравственной сферы внесли Н.А. Бердяев, В.Г. Белинский, С.Н. Булгаков, Г. Гачев, А.Н. Герцен, Л.Н. Гумилев, И.А. Ильин, Л.Ф. Каптерев, Е.И. Рерих, B.C. Соловьёв, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и другие. Зарубежные и отечественные ученые, Ж.Пиаже, Л.Колберг, А.В.Зосимовский, А.С.Золотникова,  Р.Н.Ибрагимова изучали моральное и духовно-нравственное развитие в детском возрасте, исследовали особенности отношений дошкольников к нормам и правилам поведения. Нравственное развития личности продолжает интересовать и современных ученых. В работах В.Г. Александровой, З.В. Видяковой, Е.А. Ворониной, А.В. Глумного, С.Н. Головина, А.П. Колпаковой, Е.З. Плотниковой, В.И. Слободчикова, Т.А. Флоренской, Л.Ф. Шеховцовой продолжает развитие эта проблема.

В настоящее время в системе образования огромное внимание уделяется развитию основ духовности личности ребенка. Нет однозначного понимания о том, что такое духовно-нравственные ценности. В «Большом психологическом словаре»  (Б.Г. Мещеряков, В. П. Зинченко), «Духовно-нравственные ценности – это установки личности, являющиеся системообразующим элементом ценностных ориентаций, указывающие на их культурное, социальное, человеческое значение, регулирующие сознательную деятельность и поведение, придающие им нравственный характер и ориентирующие её на достижение высших идеалов» [3]. В «Толковом словаре русского языка, современная версия»  В.И.Даля мы встречаем следующее определение духовности как «устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу и внутренне освободиться от обыденности» [5]. Согласно И.Ф. Харламову, нравственность – это составляющая часть комплексного подхода к воспитанию личности: «Формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение» [6]. А.Г.Адамова под «духовно-нравственными ценностями» понимает основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины [1].

Процесс духовно-нравственного воспитания – это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной воспитанности личности подростка [6].

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования (2009) встречаются понятие духовно-нравственное воспитание и духовно-нравственное развитие личности. Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России рассматривается как педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообществ. Духовно – нравственное развитие личности - это последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом [4]. Проанализировав литературу по данной теме, в нашей работе под формированием духовно-нравственных ценностей мы будем подразумевать выработку определенных этических норм и правил, требований общества, основанных на критериях «добро-зло», «ложь-истина» и переведение их в знания, навыки и привычки в поведении дошкольника.

Разумно организованная деятельность вне дошкольной образовательной организации является дополнительным источником знаний о духовно-нравственных ценностях, условием формирования духовности: высших социальных потребностей, правильных представлений о поведении человека, о смысле жизни, счастье, идеале .[2]

Дошкольника необходимо стимулировать к активной деятельности. Он должен через мир вещей познать человеческое отношение к другим людям. Духовно-нравственное воспитание дошкольника – очень сложный процесс, работа должна проходить систематически, планомерно, в разных видах и направлениях детской деятельности. Огромную роль в формировании духовно-нравственных ценностей играет пример взрослых. Если они сами не являются примером духовности, нравственности, патриотизма, то практически невозможно пробудить эти чувства в ребенке, никакие воспитательные или развивающие программы не будут эффективны.  В современном обществе наблюдается преобладание материальных ценностей над духовными, представление детей о добре и зле, справедливости, милосердии, сострадании, патриотичности искажены. Все меньше остается в живых людей, которые пошли против высших ценностей, патриотов совей страны. Информация о прошлом стирается из памяти потомков, появляются противоречивые сведения об истории Родины. Многие родители сами не могут разобраться в этом информационном шквале, а тем более грамотно донести до ребенка.

Научная работа кафедры психологии НОО ВПО НП «ТИЭИ» проводилась на базе Семейного досугово-развивающего центра «КиТёнок» (г. Алексин, Тульская область). Этот центр соответствует всем интересующим параметрам:

· Не является образовательной организацией.

· Осуществляется досуговая деятельность.

· Наличие дошкольных групп.

· Возраст детей от 3 лет до 7 лет.

· Совместная деятельность с родителями или лицами их замещающими.

· Систематические занятия.

· Наличие специалистов.

Создание условий развития для формирования духовно-нравственных ценностей на основе проекта «Уроков Победы» над фашизмом в годы ВОВ 1941-1945гг.» являлось целью научной работы. В ходе работы над проектом были решены задачи:

· Познакомить детей  с главными событиями и датами в истории ВОВ.

· Рассказать о жизни детей в годы войны, о подвиге солдат и самоотверженности всех людей на войне.

· Провести беседу о разрушающем характере войны, оставляющем после себя смерть, не щадящей ни стариков, ни детей.

· Формировать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину.

Эти задачи решались во всех видах деятельности дошкольников (игры, занятия, творчество, театральная деятельность). В ходе занятий появляются предпосылки к  формированию гражданской позиции, гордость за Отечество, любовь к соотечественникам, отношения к истории страны, настоящему и будущему своей Родины.

Проект состоял из нескольких этапов:

· Изготовление открыток для ветеранов.

· Чтение художественной литературы, заучивание стихов о войне.

· Заучивание патриотических песен: «Катюша», «День Победы».

· Подготовка к празднику.

· Проведение праздника.

В заключении хочется отметить, что возрождение духовно-нравственного воспитания и духовно-нравственное развитие личности ребенка – это важный элемент общественного сознания. Понимая актуальность этой проблемы, особенно в год празднования 70-летия Победы, мы пришли к выводу о том, что формирование и развитие личности дошкольника невозможно без духовности.

После проведенной  научной работы на базе Семейного досугово-развивающего центра «Китёнок», мы можем сделать вывод о том, что грамотно организованная деятельность (вне дошкольной образовательной организации), направленная на развитие интереса детей, умение отражать этот интерес в продуктивной деятельности, развитие духовных и нравственных чувств, формирование уважения к себе, родным, знакомым, может являться тем звеном, которое будет способствовать формированию у дошкольников представлений о духовно-нравственных ценностях.

Литература:

1. А.Г.Адамова Сущность духовно-нравственного воспитания учащихся в контексте системного подхода [Текст] / ВЕСТИ — 2008. — С. 26.

2. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование) [Текст] / -  М.: Просвещение, 1968. - 464с.

3. Большой психологический словарь. [Текст] / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – Санкт-Петербург: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2007.

4. А.Я.Данилюк. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект [Текст] / А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. Рос.акад.образовании, 2009. – 00 с. – (стандарты второго поколения).

5. В.И. Даль. Толковый словарь русского языка, современная версия. [Текст] / В.И. Даль. Москва. 2001.

6.  Харламов, И.Ф. Педагогика: Курс лекций. [Текст] / И.Ф. Харламов – М.: Просвещение, 1990. 


17 июня 2015 в 13:31

Прикреплённые файлы: